Былинная традиция и её бытование на территории Саратовского Поволжья
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья посвящена обзору публикаций произведений эпического жанра – былин. Период собирательской деятельности образцов былин начинается в первой трети XIX века, продолжаясь до второй половины XX века включительно благодаря обширной работе представителей региональной фольклористики – филологов и этнографов. Анализ опубликованного и неопубликованного материала показывает, что основной очаг распространения жанра зафиксирован в северо-восточных районах Саратовской губернии (области). Данная территория является зоной вторичного заселения. Основной процесс миграции обозначился во второй половине XVI века и окончательно завершился ко второй половине XIX столетия. Несмотря на разнородные миграционные процессы, в течение нескольких веков на территории Саратовского края исследуемый ареал выделялся единым пластом заселения как по временным, так и по этническим факторам. Ещё в начале прошлого века известный саратовский исследователь, руководитель и организатор многочисленных этнографических экспедиций на территории пограничья Нижней и Средней Волги Борис Соколов отмечал, что саратовская былинная традиция является связующим звеном между Верхней и Нижней Волгой, и нет сомнения в том, что былины пришли по Волге от северно-русских поселений.
Ключевые слова: саратовские былины, музыкальный фольклор, Саратовское Поволжье, Борис Соколов, публикации былин, этнография.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Golenishcheva E. E. Kulapina O. I. From the History of 19th Century Russian Folk Music Studies: from Empirical Study to Theory. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 1, pp. 90–96. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2016.1.090-096.
3. Gucheva A. V. Songs in Honor of the God of Thunder and Lightning in the Adyghe Ritual “Shchyble Udzh.” Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2018. No. 1, pp. 112–119. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2018.1.112-119.
4. Zhirov M. S., Zhirova O. Ya., Khoroshilova E. L. The Special Stylistic Features of the Song Folklore of the Belgorod-Kursk Border Region: A Local Aspect. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2018. No. 2, pp. 82–96. (In Engl., In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2018.2.082-096.
5. Korol'kova I. V. Group Lamentations during Weddings in the Traditions of Novgorod: A Comparative Analysis. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2015. No. 2, pp. 12–15. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2015.2.19.012-015.
6. Kulapina O. I. The Problem Questions of Contemporary Musicological Terminology. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 2, pp. 6–13. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2017.2.006-013.
7. Khokhlacheva M. V. Svadebnye pesni Saratovskogo Povolzh'ya: nauchno-metodicheskoe posobie [Wedding Songs of the Saratov Volga Region: Scholarly and Methodological Manual]. Saratov: Saratovskiy istochnik, 2014. 298 p.