Из истории органного искусства Казахстана: особенности инструментария

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Larisa V. Latysheva

Аннотация

Автор освещает вопросы формирования органного искус-
ства Казахстана и его инструментальной базы, выделяя три
периода развития. Первый (1967–1987) связывается с экс-
траполяцией в культуру Казахстана немецких традиций ор-
ганного искусства, освоением достижений немецкой и рус-
ской школ органного исполнительства. Второй (1988–2004)
– с формированием собственных исполнительских традиций
(В. Тебенихин, А. Карасаева, Г. Несипбаев) и активизацией
творчества казахстанских композиторов в области орган-
ной музыки (Ж. Джумабеков, Б. Баяхунов, С. Абдинуров,
С. Еркимбеков и др.), строительством церковных органов.
Появляются сольные органные сочинения разных жанров,
произведения для голоса и различных инструментов с ор-
ганом; проводится фестиваль музыки И. С. Баха. Третий
(с 2005 года) – современный период, ознаменованный уста-
новкой новых органов в Астане и Караганде. В настоящее
время Казахстан обладает обширным инструментарием раз-
личного назначения – концертными, учебными, церковными
органами с разнообразными техническими и звуковыми ха-
рактеристиками.

Ключевые слова: музыкальная культура Казахстана, ор-
ган, органное искусство, органный инструментарий

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Latysheva, L. V. (2014). Из истории органного искусства Казахстана: особенности инструментария. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (3), 55–59. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/101
Раздел
Музыка в системе культуры
Биография автора

Larisa V. Latysheva, Казахский национальный университет искусств

Лариса Викторовна Латышова – доцент кафедры фортепиано
Казахского национального университета искусств,
соискатель кафедры истории, теории исполнительского
искусства и музыкальной педагогики
Магнитогорской государственной консерватории
им. М. И. Глинки

Библиографические ссылки

1. Voinova M. V. Zhanr magnifikata v organnom tvorchestve Danielya Rota [The Genre of Magnificat in the Organ Music of Daniel Roth]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2011, no. 1 (8), pp. 98–102.
2. Voinova M. V. Problemy sovremennoy organnoy muzyki: dis. ... kand. iskusstvovedeniya [Problems of Modern Organ Music: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2003. 244 p.
3. Gotsdiner E. M. Sonorika v sovremennoy organnoy kompozitsii: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [Sonoricism in Modern Organ Composition: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2014. 23 p.
4. Dzhumakova U. R. Tvorchestvo kompozitorov Kazakhstana 1920–1980-kh godov. Problemy istorii, smysla i tsennosti [The Music of the Composers of Kazakhstan of the 1920s–1980s. Issues of History, Meaning and Values]. Astana: Foliant, 2003. 232 p.
5. Iz istorii mirovoy organnoy kul’tury XVI–XX vekov: uchebnoe posobie [From the History of World Organ Culture of the 16th–20th Centuries. Tutorial Manual]. Second Edition Supplemented, Revised. Moscow: Muzizdat, 2008. 864 p.
6. Kazakhskaya natsional’naya konservatoriya im. Kurmangazy [Kazakh Kurmangazy National Conservatory – 60 years]. Almaty: Asu anima, 2004. 304 p.
7. Mariinskaya A. Khram dlya muzyki [A Temple for Music]. Izvestiya Kazakhstana [News of Kazakhstan]. 2005. 23.03.
8. Nasonova M. L. Severonemetskaya organnaya shkola. Organnaya kompozitsiya kak fenomen kul’tury: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [The North German Organ School. Organ Composition as Cultural Phenomenon: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 1994. 28 p.
9. Nedlina V. E. Akademicheskaya muzyka Kazakhstana I SShA: perekrestki rubezha vekov [Classical Music of Kazakhstan and USA: Intersections of the Turn of the Century]. Almaty, 2011. 180 p.
10. Pronina A. N. Fisgarmoniya kak chast’ instrumental’nogo komponenta organnoy kul’tury [The Harmonium as a Part of the Instrumental Component of Organ Culture]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2014, no. 1 (14), pp. 75–80.
11. Tebenikhin V. I., Karasaeva A. Zh. Metodicheskie zametki ob organnom tvorchestve I. S. Bakha (voprosy interpretatsii): sb. tr. [Methodical Notes about J. S. Bach’s Organ Music (Questions of Interpretation): Proceedings]. Problemy metodiki prepodavaniya i ispolnitel’stva [Issues of Methodology of Teaching and Performance]. Issue 1. Alma-Ata, 1989, pp. 3–45.