Творчество В. А. Пашкевича и европейский оперный театр XVIII века

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Irina V. Polozova

Аннотация

В статье рассматривается процесс развития русской оперы XVIII века. На примере опер В. А. Пашкевича «Скупой» и «Санкт-Петербургский гостиный двор» автором анализируются параллели в развитии западноевропейской и отечественной комической оперы XVIII века. В работе показано, что русским композитором сохраняются общие принципы в использовании ансамблевых сцен («ансамбли ссоры» и «ансамбли согласия») как важных драматургических центров композиции, выявляются примеры использования приёма «снижения через жанр»; называются типы оперных арий, широко распространённых в европейской опере и вводимых в иной культурный контекст в русской опере; рассматриваются типичные буффонные приёмы письма и общие тенденции в эволюции комической оперы (влияние сентиментализма и появление «слёзной комедии»); отмечаются общие принципы оркестрового письма. Сравнительный анализ типологических принципов европейской и русской комической оперы XVIII века показал, что в творчестве Пашкевича модель комической оперы получает обновлённое звучание и отражает почвенный колорит русской музыкальной культуры.

Ключевые слова: русская комическая опера XVIII века, В. А. Пашкевич, западноевропейская опера, опера В. А. Пашкевича «Скупой», опера В. А. Пашкевича «Санкт-Петербургский гостиный двор»

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Polozova, I. V. (2015). Творчество В. А. Пашкевича и европейский оперный театр XVIII века. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (3), 113–119. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2015.3.113-119
Раздел
Музыкальный театр
Биография автора

Irina V. Polozova, Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова

Полозова Ирина Викторовна –
доктор искусствоведения,
профессор кафедры истории музыки

Библиографические ссылки

1. Istoriya russkogo dramaticheskogo teatra: v 7 t. T. 1. Ot istokov do kontsa XVIII veka [The History of Rus-sian Dramatic Theatre. In 7 volumes. Volume 1: From their Origins To the Late 18th Century]. By V. N. Vsevolodsky- Gerngross. Moscow: Iskusstvo, 1977. 485 p.
2. Keldysh Yu.V. Russkaya muzyka XVIII veka [Russian Music of the 18th Century]. Moscow: Muzyka Press, 1965. 464 p.
3. Kirillina L. V. Klassicheskiy stil’ v muzyke XVIII – nachala XIX veka. Ch. 3: Poetika i stilistika [The Classical style in Music of the 18th and early 19th Centuries. Part 3: Poetics and Style]. Moscow: Kompozitor Press, 2007. 376 p.
4. Levashev E. M. V. A. Pashkevich i ego opera “Skupoy” [V. A. Pashkevich and His Opera “The Miser”]. Pashkevich V. A. Skupoy: opera. Partitura [Pashkevich V. A. The Miser: Opera. Score]. Moscow: Muzyka Press, 1973, pp. 259–278.
5. Levashev E. M. Opera “Sanktpeterburgskiy gostinyy dvor” i ee avtory [The Оpera “Saint-Petersburg’s Bazaar” and its Authors]. Pashkevich V. A. “Kak pozhivesh’, tak i proslyvesh’, ili Sanktpeterburgskiy gostinyy dvor”: opera. Partitura [Pashkevich V. A.“You will Gain the Character by the Way you Live, or The Saint-Petersburg Bazaar:” Opera. Score]. Moscow: Muzyka Press, 1980, pp. 461–498.
6. Livanova T. N. Russkaya muzykal’naya kul’tura XVIII veka v ee svyazyakh s literaturoy, teatrom i bytom: issledovaniya i materialy. T. 2 [Russian Musical Culture of the 18th Century and Its Connections with Literature, Theatre and the Way of Life. Research and Materials. Volume 2]. Moscow: Muzgiz, 1953. 476 p.
7. Muzykal’nyy Peterburg. Entsiklopedicheskiy slovar’. T. 1: 18 vek. Kn. 3 (R–Ya) [Musical St. Petersburg. An Encyclopedic Dictionary. Volume 1. The 18th Century. Book 3 (Р–Я)]. St. Petersburg: Kompozitor Press, 2000. 328 p.
8. Rabinovich A. S. Russkaya opera do Glinki [Russian Opera Before Glinka]. Moscow: Muzgiz, 1948. 269 p.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)