Богослужебное пение в России XVIII – начала XX столетий

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Irina V. Polozova

Аннотация

В статье рассматриваются такие вопросы эволюции богослу-
жебного пения, как академизация исполнительской практики,
восприятие церковного пения, десакрализация богослужеб-
ных композиций. Проведение параллелей с западноевропей-
ским искусством позволяет автору показать общность про-
цессов в отечественной и европейской культовой музыке
Просвещения. Развитие богослужебного пения во второй по-
ловине XVIII–XIX веках свидетельствует о влиянии итальян-
ской и немецкой музыкальной культур, что отражается на
стилистике богослужебных композиций, усваивающих эти
влияния и выводящих на периферию традиции знаменного
пения. Вместе с тем, с конца XIX века наблюдается актуа-
лизация дореформенных принципов богослужебного пения.
Таким образом, русская певческая традиция Нового времени
характеризуется амбивалентностью: с одной стороны, она на-
правлена на усвоение норм европейского искусства, с другой,
поддерживается охранительным механизмом, позволяющим
актуализировать стилистику знаменного пения.

Ключевые слова: русское богослужебное пение XVII–
XX веков, секуляризация, европеизация

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Polozova, I. V. (2015). Богослужебное пение в России XVIII – начала XX столетий. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (1), 69–74. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2015.1.18.069-074
Раздел
Духовная музыка
Биография автора

Irina V. Polozova, Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова

Ирина Викторовна Полозова – доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки

Библиографические ссылки

1. Abert G. V. A. Motsart [Mozart]. Part 1.Vol. 1.Moscow: Muzyka Press, 1987. 544 p.
2. Bolkhovitinov E. Istoricheskoe razsuzhdenie voobshche o drevnem bogosluzhebnom penii i osobenno o penii Rossiyskoy tserkvi s nuzhnymi primechaniyami na onoe i s prisovokupleniem drugogo kratkogo razsuzhdeniya o tom, chto altarnyya ukrasheniya shodny s drevnimi [General Historical Discourse upon the Early Church Singing and Especially on the Singing of the Russian Church, with the Necessary Comments and with an Addition of Another Brief Discourse upon the Resemblance of the Altar Decorations with the Early Ones]. St. Petersburg, 1804. 26 p.
3. Gardner I. A. Bogosluzhebnoe penie Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi [Church Singing of the Russian Orthodox Church]. Moscow: St. Tikhon’s Orthodox Theological Institute, 2004. Vol. 2:Istoriya [History]. 530 p.
4. Metallov V. O tserkovnom penii [On Church Singing]. Saratovskie eparhial’nye vedomosti [Eparchial Bulletin of Saratov]. 1888, No. 7, pp. 188–199.
5. Odoyevskiy V. F. Opyt muzykal’noy eresi (Posvyashchaetsya M. I. Glinke) [The Experience of a Musical Heresy (Dedicated to Mikhail Glinka)]. Muzykal’no-literaturnoe nasledie [Musical-Literary Heritage]. Moscow: Muzgiz, 1956, pp. 448–451.
6. Penchuk A. Ocherk istorii russkogo tserkovnogo peniya [Outline of the History of Russian Church Singing]. O tserkovnom penii [On Church Singing]. Moscow, 1997, pp. 62–81.
7. Polozova I. V. Zhizn’ i tvorchestvo N. I. Bakhmet’eva v kontekste russkoy kul’tury XIX veka [Life and Works of N. I. Bakhmetiev in the Context of 19th Century Russian Culture]. Saratovskaya konservatoriya v kontekste otechestvennoy khudozhestvennoy kul’tury [The Saratov Conservatory in the Context of Russian Artistic Literature]. Saratov, 2013. Part 1, pp. 98–105.
8. Polozova I. V. Transformatsiya klyuchevykh kontseptov v russkoy tserkovno-pevcheskoy praktike vtoroy poloviny XVII – nachala XIX vekov [The Transformation of the Key Concepts in the Practice of Russian Church Singing from the Second Half of the 17th Century to the Beginning of the 19th Century]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2014, No. 4 (17), pp. 82–86.
9. Polozova I. V. Tserkovno-pevcheskaya kul’tura saratovskikh staroobryadtsev: formy bytovaniya v istoricheskoy perspektive [The Church Singing Culture of the Old-Believers in the Saratov Region: Forms of Existence from the Historical Point of View]. Saratov: Saratov State Conservatory, 2009. 336 p.
10. Polozova I. V. Tserkovno-pevcheskaya kul’tura saratovskikh staroobryadtsev v istoricheskom aspekte: dis. ... d-ra iskusstvovedenia [The Culture of Church Singing of the Old- Believers in the Saratov Region in its Historical Aspect: Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Saratov, 2009. 519 p.
11. Russkaya dukhovnaya muzyka v dokumentakh i materialakh. T. 3: Tserkovnoe penie poreformennoy Rossii v osmyslenii sovremennikov (1861–1918) [Russian Religious Music in Documents and Materials. Vol. 3. Church Singing in Post-Reform Russia as Seen by its Contemporaries (1861–1918)]. Moscow: Yazyki slavyanskoy kul’tury, 2002. 904 p.
12. Smolenskiy S. V. Znachenie XVII v. i ego “kantov” i “psal’mov” v oblasti sovremennogo tserkovnogo peniya tak nazyvaemogo “prostogo napeva” [The Significance of the 17th Century and its “Chants” and “Psalms” in the Domain of Modern Church Singing of the So-Called “Simple Chant”]. Muzykal’naya Starina [Musical Antiquity]. Issue 5. St. Petersburg, 1911, pp. 47–102.
13. Uluchshenie tserkovnogo peniya v dukhe tserkovnosti [The Improvement of Church Singing in the Spirit of the Church]. Saratovskie Eparkhial’nye Vedomosti [Eparchial Bulletin of Saratov]. 1896, No. 18, pp. 798–802.
14. Uspenskiy L. A. Bogoslovie ikony Pravoslavnoy Tserkvi [The Divinity of the Icon in the Orthodox Church]. Moscow: Dar, 2008. 480 p.
15. Chudinova I. A. Topografiya tserkovno-muzykal’noy kul’tury Peterburga XVIII v.: avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya [Topography of the Culture of Church Music in St. Petersburg in the 18th Century: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. St. Petersburg, 1995.33 p.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)