Действо «Взятие Зимнего дворца» на празднование годовщины Октябрьской революции в истории становления перформативного искусства

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Вера Н. Дёмина

Аннотация

Статья посвящена проблеме становления перформативного искусства в контексте развития зрелищных форм советских государственных праздников. Рассматривая время    и пространство официальных торжеств, автор прослеживает процесс конструирования текстов символических картин, повествующих о наступлении «счастливой жизни» новой социалистической эры в истории человечества. Театральные зрелища, воспроизводящие ключевые события советской истории, как значимая составляющая массовых праздников, исследуются автором в динамике процесса становления новых форм культуры, проходящего на протяжении всего выделенного этапа исследования.


Во множестве массовых зрелищ 1920 года наиболее масштабным являлось грандиозное «Взятие Зимнего дворца», воспроизводящее события октября 1917 года в реальном времени и пространстве, сопровождавшееся исполнением пролетарского гимна, революционных песен, маршей и оружейными выстрелами. Эта сконструированная квази-военная атмосфера объединяла звуковое пространство праздника, выделяя его из повседневного пространства/ времени. Применение перформативных средств создало условия для восприятия развёртываемого действа как реального исторического события. Такими способами создавался сакральный хронотоп советского праздника: традиционное пространство/время праздника получило инновационную трактовку через внедрение новых, значимых для становления государства символов.


Ключевые слова: советский театр, массовые зрелища, перформативное искусство.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Дёмина, В. Н. (2020). Действо «Взятие Зимнего дворца» на празднование годовщины Октябрьской революции в истории становления перформативного искусства. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 39(2), 37–44. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1183
Раздел
Музыка в системе культуры
Биография автора

Вера Н. Дёмина, Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рахманинова г. Ростов-на-Дону, Россия

Доктор искусствоведения, доцент кафедры истории музыки

Vera N. Dyomina, Dr.Sci. (Arts), Associate Professor at the Department of the Music History, Rostov State S. V. Rachmaninoff Conservatory