История становления и развития Саратовского отделения Императорского Русского музыкального общества

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Irina V. Polozova

Аннотация

Статья посвящена функционированию отделения Императорского Русского музыкального общества
(ИРМО) в Саратовской губернии во второй половине XIX века. На основе изучения документальных материалов,
хранящихся в фондах Государственного архива Саратовской области, а также краеведческой литературы
рассматривается история становления и развития музыкального профессионального искусства Саратова.
Автор характеризует общекультурные процессы, типичные для начального этапа музыкального образования
и просветительства в России. Анализируются предпосылки развития музыкальной культуры в Саратове
(создание театров, симфонических и камерных оркестров, закрытых концертов и т. п.), которые, на взгляд автора,
обусловлены культурными традициями, заложенными в дворянской среде. Традиции домашнего музицирования
и концертной практики были активно развиты в период создания Саратовского отделения ИРМО. В губернии
происходит формирование основ профессионального музыкального образования (Музыкальные классы –
Музыкальное училище – Саратовская консерватория); концертная практика приобретает систематический
характер; существенно расширяется и обогащается репертуар исполняемых музыкальных произведений.
Показано значение крупных деятелей культуры Саратовской губернии, активно способствующих созданию
Саратовского отделения ИРМО и, следовательно, развитию и процветанию музыкальной культуры в регионе
и в стране в целом (Михаил Галкин-Враской, Юрий Оболенский, Николай Бахметев).

Ключевые слова: Саратовское отделение Императорского Русского музыкального общества,
провинциальная музыкальная культура, Михаил Галкин-Враской, Николай Бахметев.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Polozova, I. V. (2018). История становления и развития Саратовского отделения Императорского Русского музыкального общества. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 167–172. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2018.4.167-172
Раздел
К 160-летию Русского музыкального общества
Биография автора

Irina V. Polozova, Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова

Полозова Ирина Викторовна, доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной
и международной деятельности

Библиографические ссылки

1. Zima T. Yu. Razvitie provintsial'nykh otdeleniy Imperatorskogo Russkogo muzykal'nogo obshchestva (na primere Saratovskogo otdeleniya IRMO) [The Development of Provincial Sections of the Imperial Russian Musical Society (Illustrated by the Saratov Section of the IRMS)]. Saratovskaya konservatoriya v kontekste otechestvennoy khudozhestvennoy kul'tury. Ch. 1 [The Saratov Conservatory in the Context of the Russian Artistic Culture. Part 1]. Saratov, 2013, pp. 84–98.
2. Zubov S. V. Vse, chto imel, on podaril Saratovu [Everything He Had, He Gave to Saratov]. Pravoslavie i sovremennost' [Orthodox Christianity and Modernity]. 2016. No. 38(54), pp. 96–105.
3. Plotnikova N. Yu. Bakhmetev Nikolay Ivanovich [Bakhmetev, Nikolai Ivanovich]. Pravoslavnaya Entsiklopediya [Orthodox Christian Encyclopedia]. Moscow, 2002. Vol. 4: Afanasiy – bessmertie, pp. 393–394.
4. Polozova I. V. Zhizn' i tvorchestvo Nikolaya Ivanovicha Bakhmet'eva v kontekste russkoy kul'tury XIX veka [The Life and Work of Nikolai Ivanovich Bakhmetyev in the Context of 19th Century Russian Culture]. Saratovskaya konservatoriya v kontekste otechestvennoy khudozhestvennoy kul'tury: sb. st. po materialam Mezhdunar. nauch.- prakt. konf. 21–22 noyabrya 2012 goda [The Saratov Conservatory in the Context of the Russian Artistic Culture: Compilation of Articles based on the Materials of the International Scholarly Conference, 21–22 November, 2012]. Saratov, 2013. Part 1, pp. 98–105.
5. Polozova I. V. The Musical Realities of the “Small Court” and the Operatic Legacy of Dmitri Bortnyansky. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 1 (26), pp. 6–13. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2017.1.006-013.
6. Semyonov V. N., Semyonov N. N. Saratov dvoryanskiy [Aristocratic Saratov]. Saratov: Privolzhskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2004. 296 p.
7. Everist M. The Music of Power: Parisian Opera and the Politics of Genre, 1806–1864. Journal of the American Musicological Society. 2014. Vol. 67, No. 3, pp. 685–734.
8. Gur G. Music and “Weltanschaung”: Franz Brendel and the Claims of Universal History. Music & Letters. 2012. Vol. 93, No. 3, pp. 350–373.
9. Wang J. Classical Music: a Norm of “Common” Culture Embedded in Cultural Consumption and Cultural Diversity. International Review of the Aesthetics and Sociology of Music. 2016. Vol. 47, No. 2, pр. 195–205.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)